Одновременно генерируется особое информационно-энергетическое поле, которое можно назвать полем адаптации.
Первая из Четырех Мыслей — размышления о важности драгоценного человеческого тела — подчеркивает трудность обретения человеческого тела. Человеческое тело — лучшая возможная подмога для практики Дхармы. Невероятно трудно добиться рождения в теле человека и, поэтому, оно драгоценно. Просто получить человеческое тело — этого еще недостаточно; тело непостоянно и хватает его ненадолго. За рождением непременно следует смерть. Сейчас мы лелеем свое тело — кормим его лучшей едой и украшаем его хорошей одеждой. Однако, когда энергии, поддерживающие это тело, иссякнут, оно будет объявлено мертвым, начнет дурно пахнуть и станет всем омерзительно. Никто не захочет дотрагиваться до нашего мертвого тела; от него избавятся при первой же возможности.Например, для Аристотеля разум или единое – это, с одной стороны, чистый ум (ум об уме: «…разум в силу причастности своей к предмету мысли мыслит самого себя… так что одно и то же есть разум и то, что мыслится им»), с другой стороны – это Божество, Бог (т. е. идеальное бытие: «И жизнь без сомнения присуща ему: ибо деятельность разума есть жизнь, а он есть именно деятельность: и деятельность его, как она есть сама по себе, есть самая лучшая и вечная жизнь») [156] . Для Канта разум – трансцендентальное основание синтеза знаний (а следовательно, и божественная, и человеческая инстанция). Мысль же Шри Ауробиндо о невозможности общества на рациональной основе заслуживает пристального внимания. Надо признать, что многие проекты совершенного общества (если не большинство), начиная с «Государства» Платона, строятся именно на рациональной основе, рациональных идеях, разумных отношениях между людьми, рациональной организации хозяйства и т. п. Однако анализ реальных культур дает совершенно иную картину: рациональные и разумные отношения действуют только в сфере умозрения и в проектах.
Весь ужас в том, что они не только поглощают энергию конфликта, но и каким-то образом заставляют людей вести себя так, чтобы этой энергии выделялось еще больше.
Время от времени нам удается заглянуть и на них. Каким образом? В принципе для этого может быть несколько способов. Вот хотя бы один из них. Предположим, что время от времени природе-типографу свойственно ошибаться и на некоторых страницах текст печатается дважды. Один раз привычной нам типографской краской, другой – допустим, вазелином или молоком. В обычных условиях мы видим только текст, отпечатанный краской, но стоит лишь осветить страницу ультрафиолетом или нагреть ее, и на ней проступит соответственно текст, нанесенный вазелином или молоком.