Зачем требовать от него всех объяснений?
Ниже человеκа нет беспокοйства, потοму чтο нет выбора. Все идет своим чередом. Нет выбора, следовательнο, нет и тοгο, ктο выбирает. И отсутствие выбирающегο исключает беспокοйство. Кому беспокοиться? Кому напрягаться?Кроме Бога Флоренский полагает онтологическую «тьму» или «абсолютное ничто», куда уходит все греховное, все зло. «Моменты бытия, – пишет он, – получают самостоятельное значение, расходясь между собою, и мое „для себя“, поскольку оно зло, уходит от моего „о себе“ во „тьму внешнюю“, – т. е. вне Бога, – во „тьму кромешную“, т. е. „кроме“, „опричь“ Бога находящуюся, – в метафизическое место, где нет Бога» [223] . По логике объяснения божественного возмездия это понятно, но как при наличие «Творца всего» понять, что такое «ничто» или «место, где нет Бога»? Но, повторяю, это уже нормальная полемика, невозможно отрицать сам дискурс, построенный Флоренским. Важно, однако, понять задачу этого дискурса, его направленность.
Как только вам удастся оторвать от них эту присоску своего отношения , поляризация исчезнет, и соседи постепенно перестанут вам досаждать. Более того, если вам удастся полностью разорвать отношения зависимости, может произойти нечто непостижимое: эти скверные типы станут вашими лучшими друзьями.
Да, верно, не узнаем никогда, если будем отмахиваться от непонятных фактов по принципу: «Этого не может быть, потому что не может быть никогда!» Но давайте попробуем взглянуть на окружающий нас мир (или миры) другими глазами.