Все положения настолько противоположны тому, с чем вы знакомы, что для понимания чего-нибудь нужно измениться самому.
Поскольку в ясносияющем бардо дхарматы автоматически присутствуют три кайи, оно является состоянием Махамудры. Не думайте, что три кайи — это физические божества со своими цветами и атрибутами. Три кайи — это просто слова, используемые для описания разных аспектов (или граней) этого обнаженного состояния ясносияющего бардо дхарматы. Учат, что дхармакайя пуста по своей сути, а самбхогакайя обладает качеством восприятия (или сияния), в то время, как аспект нирманакайи — это единство этих двух, пустоты и восприятия. Поскольку это состояние свободно от любого умственного усилия и нет попытки фиксироваться на каком-либо объекте или идее, мы можем назвать его праджнапарамитой, трансцендентальным знанием. Ранее, когда мы еще занимались концептуальным мышлением, нам было на самом деле не понять, что такое праджняпарамита.«Науки, такие как теология, философия и математика, берут свои принципы и корни из нее [каббалы]. Поэтому все эти науки (scientiae) подчинены этой мудрости (sapientia); и их принципы и правила подчинены ее принципам и правилам; и поэтому их аргументация недостаточна без нее» (Раймунд Лулль. «Сочинения Раймунда Лулля») [44] .
Итак, кладем в рот маленький кусочек еды, заметьте, не откусываем, а именно кладем, как нечто ценное, и начинаем ее растворять, ощущая, как выделяется слюна во рту. После этого сглатываем ее и ощущаем, как она проходит по пищеводу и что происходит в животе. Теперь опять ощущаем, что наверху и что внизу, и переводим внимание на середину между ними. Когда вы переводите внимание на середину, то там надо найти место, в котором мы как бы углубляемся внутрь себя и в какой-то внутренней глубине получаем результат. Причем одновременно с результатом происходят какие-то изменения во всем теле. Если там возникло положительное ощущение, то в ощущении благополучия растворяется все тело, если отрицательное, то становится неуютно всему телу. Каков итог? Ощущение легкости, тяжести, спазма, какого-то невыразимого чувства приятности? Теперь, ощущая все разом, возьмем крошку еды, поднесем к груди и начнем двигать выше и ниже и вперед и назад. Где-то впереди, на расстоянии 20—30 см, возникает область, в которой эта крошка еды не мешает, а помогает воспринимать ощущения внутри вас. Эта крошка как бы стабилизирует всю гамму ощущений. Если вы нашли такую точку, то можно обнаружить еще один эффект: если слегка сдвинуть ее немного вверх, то внимание больше воспринимает то, что делается во рту, если ее сдвинуть слегка вниз, то внимание больше фиксирует то, что делается в животе. Самое главное дальше: если вы убрали руку, то направление внимания в эту точку также воскрешает ваши ощущения. Эта точка является точкой контакта с физиологической памятью о еде.
1920 год, Гражданская война, Южный фронт, Каховка. Одна из частей Красной Армии бросилась в паническое бегство, так как, по уверениям бойцов, на них вдруг поехали огромные железные «хаты», ведя огонь, – так описывали малограмотные люди никогда не виданные ими до этого танки!