В живой природе, если говорить об инстинктах, соперничество всегда проявляется в ситуациях, когда противоположные стороны стоят лицом к лицу.
Святой Франциск способен рассказать только как святой Франциск. Он не может рассказать, как Мухаммед, потому что сообщение не спускается с неба. Сообщение идет от модели, от индивидуальности. Оно идет от ума: памяти, образования, опыта; через слова, язык, общину; от образа жизни. Все это определяет сообщение. Сообщение не может идти только от святого Франциска, оно не может быть сугубо индивидуальным. Оно должно сообщаться, иначе его никто не поймет.В 1940 г. он начинает писать комментарий на книгу «Зоар», под названием «Перуш а-Сулам» [ Perush ha- Sulam ] (иврит – букв. « комментарий лестницы »). Несмотря на тяжелое состояние здоровья, он непрестанно работает по восемнадцать часов в сутки в течение тринадцати лет. О цели создания этого фундаментального комментария Бааль Сулам пишет в «Предисловии к книге Зоар»:
Выходит, мир не только ускользает, но и соглашается, другими словами, ведет себя как зеркало . В нем буквально отражаются все наши представления о действительности, какими бы они ни были. Но что же тогда получается: все попытки объяснить природу реальности тщетны? Ведь мир будет всегда соглашаться с тем, что мы о нем думаем, и в то же время постоянно уклоняться от прямого ответа.
Однако эта версия вряд ли выдерживает серьезную критику – в последние дни существования «тысячелетнего рейха» вряд ли кому оставалось дело до останков. Были дела и груз поважнее.