В Тибетском Буддизме есть четыре разные школы, каждая со своими особыми качествами, каждая делает упор на своем.
Жан-Поль Сартр где-тο сκазал: "Человек обречен быть свободным". Вы вольны выбирать ад или рай. Свобода -- этο право выбирать любοе. Если разрешенο выбирать тοлькο рай, тο этο не выбор, этο не свобода. Рай без права выбрать ад станοвится адом. Выбор всегда означает "либо -- либо". Этο не значит, чтο вы должны выбирать тοлькο хорошее. Тогда не будет свободы.Несомненно, это точно в буквальном смысле слова; но символически, не соответствуют ли эти семь земель семи двипа ( dwipas ) , которые согласно индийской традиции имеют Меру в качестве общего центра? И если это так, раз древние миры и предшествующие нам творения представлены «семью царями Эдома» (число здесь соотносится с семью «днями» Творения), то нет ли здесь сходства, слишком сильно акцентированного, чтобы быть случайным, с семью эрами Ману, насчитывающимися с начала Кальпы и до современной эпохи? Мы приводим эти некоторые размышления только как пример тех следствий, которые можно извлечь из данных, содержащихся в работе г-на Вюльо; слишком жаль, что большая часть читателей не сможет, к несчастью, заметить и извлечь эти следствия своими собственными средствами. Но, выводя критическую часть нашей экспозиции из доктринальной части, мы сделали отчасти то, что бы хотели найти у самого г-на Вюльо, в тех пределах, которыми мы поневоле должны были ограничиться…
Пространство вариантοв
Но, пожалуй, еще более удивительной оказалась находка английского дипломата и лингвиста Генри Роулинсона. В 1837 году во время одной из служебных командировок он увидел на отвесной скале Бехистун, что высится у древней дороги на Вавилон, какой-то странный рельеф, окруженный клинописными знаками. Роулинсон срисовал и рельефы, и надписи. Через восемь лет он опубликовал то и другое, а также свой перевод надписей. Книга Роулинсона стала сенсацией.