Предметами цивилизации все-таки можно пользоваться, не входя в зависимость.
Древние общества были очень хитры. Они изобрели способы продления любви. Если муж долгο не видит свοей жены, возрастает увлеченнοсть, создается напряженнοсть. Тогда муж мοжет всю жизнь оставаться с однοй женοй.Каббалистический дискурс включает в себя несколько планов, причем каждый характеризуется своей собственной логикой и событийностью. Первый план можно назвать «квазифизическим» (сокращенно Ф-план). Здесь работают с понятиями светов, экранов, фильтров, сил (свечения, вытеснения, пропускания), взаимодействия. Логика Ф-плана напоминает физикалистскую. Второй план назовем условно «квазипсихологическим» (П-план). Именно в этом срезе каббалистического дискурса используются такие понятия, как желания, намерения, осознание, расчет, память о светах (решимот), душа и др. Логика П-плана напоминает психологическую. Третий план будем называть «операторным» (О-план). Он содержит сокращенные названия ступеней и миров, а также различные операции с ними, например, подъемы, спуски, сокращения, слияния. Логика О-плана – это формальная логика, по форме отчасти напоминающая математические исчисления. Четвертый план назовем «квазипифагорейским» (Кп-план). Здесь действуют с буквами иврита, а также с числами: с одной стороны, на их основе создаются различные теоретические построения и комбинации, с другой – эти построения соотносятся с явлениями ступеней и миров, а также феноменами души человека, подвизающегося на пути к Творцу (подобное соотнесение позволяет приписать этим явлениям и феноменам новые характеристики). Пятый план назовем планом «научного обоснования» (Но-план). Это своеобразный метаплан, где в целях обоснования теоретических построений используются философские категории и дискурсы (понятия материи, формы, света, духа, силы, системы и др.). Наконец, шестой план с полным правом можно назвать «объяснительным» или «интерпретационным» (И-план). У него нет специфических идеальных объектов, используются идеальные объекты всех предыдущих планов. Именно на И-плане идет объяснение различных проблем и фактов, что предполагает их интерпретацию в «языке идеальных объектов». Приведем теперь примеры каббалистического дискурса, указывая соответствующие планы. При этом мы специально взяли фрагменты текста, уже приведенного в первой части книги – «Устройство духовных миров» [188] , с тем, чтобы читатель увидел и понял их по-новому. Возможно, кому-то из читателей покажется, что я чрезмерно все усложняю, различая в обычном научном построении столько разных аспектов (планов). Но в данном случае наука есть наука, она предполагает логику и дискурс, которые бывают достаточно сложными, так что даже не всегда сами авторы научного дискурса осознают наличие подобной сложности. Впрочем, это дело обычное – мы, говоря нечто, не обязаны осознавать, что говорим прозой или стихами. Итак, читатель должен приготовиться к работе, и непростой.
Непосредственно перед упражнением желательно вымыть руки, особенно если они у вас грязные. Мытье рук может сильно увеличить эффект, ведь во время мытья явно и ощутимо меняется их состояние. Перед самым упражнением помассируйте ту руку, которая вам кажется более чувствительной, и разогрейте ее. Если у вас все время холодные руки, то желательно их подержать в теплой воде — это также увеличит эффективность упражнения. Упражнения можно делать как с закрытыми, так открытыми глазами — как вам удобнее. При проведении упражнений не нужно занимать позицию исследователя. Постарайтесь создать настрой на тренировку вашей чувствительности. Любые ощущения и чувства боятся исследований, а логика полностью исключает чувства. Если возникшие ощущения будут очень слабыми, отнеситесь к этому спокойно и помните, что в любой области важна тренировка. Кроме того, у каждого из нас есть свои первоначальные блокировки на восприятие изменений, и вполне возможно, что первые упражнения сразу получаться не будут. Успех придет тогда, когда вы дойдете до тех упражнений, которые снимут ваши блокировки.
Как должна была радоваться такому обороту душа Джордано Бруно! Ведь неукротимого философа сожгли на костре 400 лет назад вовсе не за распространение взглядов Коперника, как принято полагать, а за учение о множественности миров. Причем он считал, что Вселенная бесконечна, а значит, и миров в ней видимо-невидимо…