Оно совершенно изменилось.
Жан-Поль Сартр где-тο сκазал: "Человек обречен быть свободным". Вы вольны выбирать ад или рай. Свобода -- этο право выбирать любοе. Если разрешенο выбирать тοлькο рай, тο этο не выбор, этο не свобода. Рай без права выбрать ад станοвится адом. Выбор всегда означает "либо -- либо". Этο не значит, чтο вы должны выбирать тοлькο хорошее. Тогда не будет свободы.Чтобы конкретно реализовать доктрину художественно ориентированного познания, переосмыслив на этой основе Бога и науку, Флоренскому пришлось не только в гетевско-средневековом духе переопределить познание, но и создать новый дискурс, сочетающий в себе элементы научного, философского, эзотерического и религиозного мышления. Действительно, с одной стороны, он постоянно прибегает к философии, логике, сравнительному языкознанию, культурологии, психологии, с другой – к интуиции, религиозному и личному опыту, свидетельствам отцов христианской церкви и Священному Писанию. Познание Павел задает двояко: как «вхождение познаваемого в познающее», «реальное единение познающего и познаваемого» и как «пресуществление человека через обожение его, через стяжания любви, как Божественной сущности» [219] . «Итак, познание, – пишет он, – не есть захват мертвого объекта хищным гносеологическим субъектом, а живое нравственное общение личностей, из которой каждая для каждой служит и объектом и субъектом» [220] . Приходят к такому познанию, следуя формуле – «верю, преодолевая доводы рассудка, затем познаю, во что я верю, в конце познания мое знание и вера сливаются в одно целое» [221] .
Вам не приходило в голову, почему люди произносят тосты, сидя в компании за столом? Существует ли здесь какой-то практический смысл или же это чисто символический ритуал? Оказывается, вовсе недаром. Народная мудрость порой рождает обычаи, похожие на бессмысленные предрассудки. Но люди неосознанно следуют устоявшимся правилам, не подозревая о том, что правила эти являются своего рода приемами управления реальностью.
Известный наш геолог академик А.Е. Ферсман всерьез полагал, что камни тоже живые. Только их время жизни значительно отличается от нашего, вот мы и не замечаем перемен, происходящих с ними. Между тем камни, как и люди, тоже рождаются, живут и умирают.