Секс настолько обязателен и непроизволен, это такая великая сила, что ее невозможно трансцендировать, пока не достигнешь Божественного.
В учениях Дзогчен есть определенные практики, прямо относящиеся к переживаниям, возникающим во время бардо дхарматы. В системе Махамудры есть учения, называемые Шесть Доктрин Наропы, с такими практиками, как иллюзорное тело, йога сна и практика бардо. Если мы занимаемся этими практиками и совмещаем их с практикой медитации наяву (называемой бардо медитации) и практикой сна (называемой бардо сна), мы сможем узнать ясный свет глубокого сна. Таким образом мы сможем узнать ясный свет и достичь освобождения в бардо дхарматы. Практикующему «путь средств», Шесть Доктрин, следует — как только он заметит разнообразные знаки видимого ясного света, такие, как миражи, белизна и т. д. — просто покоиться в самоосознании (неконцептуальном изначальном знании, обычном сознании), и осознать, что все видимое — манифестации дхармакайи. Человеку, в основном практиковавшему дзогченовский Тогал, важно верить, что все различные переживания, все звуки, цвета и свет, мирные и грозные божества и т. д. — все является естественным проявлением его собственной природы. Если быть уверенным в этом, то освобождение достигнуто.«Вечность-Божество, – пишет Шри Ауробиндо, - выражает себя как бытие, сознание, экстаз, мудрость, знание, любовь, красота и представляется нам как безличные универсальные силы… но на самом деле Божество не есть безличное состояние или абстракция качеств, а существо одновременно абсолютное, универсальное и индивидуальное… нет противоречия в сосуществовании личного и безличного: они тождественны и сливаются друг с другом… В действительности индивидуум и космос – оба являются непосредственными и взаимно связанными выражениями единого трансцендентального существа» («Божественная жизнь»).
Человек собственными усилиями развивает структуру, способную втягивать Божественные энергии в тело и распространять их на окружающий мир.
Древнерусская икона Ильи-пророка в его огненной колеснице содержит в себе множество религиозных символов. От стилистического изображения Бога (в верхнем правом углу) исходят три луча энергии, которые касаются сферы, окружающей пророка. Внешняя часть сферы разделена на 21 секцию или подуровень энергии, представляющие собой физические, астральные и ментальные уровни сознания, каждый из которых стремится к единению с Богом. Илья находится между слиянием души с Богом и вершиной горы. Илья, который еще не достиг состояния высшей духовности, касается плаща Илья-пророка, стремясь прикоснуться к стекающему сверху потоку энергии.