Но всякий раз, рождаясь заново, вы забываете пункт отправления и погружаетесь в новое сновидение — очередную жизнь.
Можно либо отождествиться с тем, что знаешь, либо стать свидетелем его. При отождествлении вы и ваша память становитесь одно. Но если отождествления нет, если вы остаетесь отделенными от своих воспоминаний, не отождествлены с ними, тогда вы осознаете себя как нечто отличное от своих воспоминаний. Это осознавание становится путем в неведомое. Чем более вы способны быть свидетелем своего знания, чем меньше отождествляете себя как знающего, тем меньшая вероятность того, что ваше эго станет владельцем этого знания. Если вы отдельны от своих воспоминаний, тогда они становятся чем-то вроде осевшей пыли. Воспоминания прошли через ваш опыт и стали неотъемлемой частью вашего ума, но ваше сознание отлично от него. Тот, кто вспоминает, отличен от вспоминаемого; тот, кто знает, отличен от узнаваемого. Если вам ясно это различие, вы все ближе подходите к пустоте. Не отождествляясь, вы можете быть открытым; между вами и неизведанным не возникают воспоминания.«Духовная ревность, – пишет Феофан, – не гонит душевной (научности, художественности, житейскости, гражданственности), а только умеряет ее и упорядочивает, направляя ее к своим видам, не позволяя ей ревновать о чем-либо таком, что противно ей самой».
Чуткость — это обратная связь с миром, в основе которой лежат чувства. Чуткость проявляется во внимательном и бережном отношении к существам и явлениям мира, в уважении ко всем силам.
Даже если мы будем полагать, чтο жизнь обязательнο должна развиваться на оснοве углерода, водорода, кислорода и азота, чтο закοны химии и физики всюду в кοсмοсе имеют одинакοвую силу и живые существа, где бы οни ни возникли, должны постοяннο преодолевать силы тягοтения и трения, все равнο жизнь мοжет иметь довольнο разнοобразные формы.