Человек должен быть пищей.
Поэтому не может быть никакого метода, никакой методологии; лишь понимание: "Я отделен от того, что накопил". Если это понято, тогда нет необходимости культивировать пустоту. Все уже произошло! Вы есть пустота! И нет нужды создавать ее.Во-первых, это человек, критически относящийся к основным ценностям современной культуры, отрицающий эту культуру. «Наш мир, которым для слишком многих исчерпывается реальность, – писал Бердяев, – мне представляется производным. Он далек от Бога. Бог в центре. Все далекое от Бога провинциально. Жизнь делается плоской, маленькой, если нет Бога и высшего мира. В таком мире, лишенном измерения глубины, нет и настоящей трагедии, и это, вероятно, пленяет многих» [120] . Поэтому уже не удивляет, когда Н. Бердяев оценивает этот мир значительно ниже, чем тот. «В этом мире необходимости, разобщенности и порабощенности, – пишет он, – в этом падшем мире, не освободившемся от власти рока, царствует не Бог, а князь мира сего» [121] .
Когда на поверхности зеркала два этих аспекта реальности соприкасаются, возникают феномены, которые принято относить к паранормальным либо пока необъяснимым явлениям. Наглядным примером такого соприкосновения двух обличий служит корпускулярно-волновой дуализм, когда микрообъект представляется не то волной, не то частицей. Рождение и аннигиляция микрочастиц в вакууме — еще один пример пограничного состояния, в котором реальность колеблется между физической и метафизической формой.
Летом 1996 года мир облетела весть: «Обнаружена жизнь на Марсе!» И хотя позднее выяснилось, что речь идет всего лишь об органических остатках, которые обнаружили на поверхности метеорита, вроде бы залетевшего к нам с Марса, сенсация получилась нешуточной. Ведь если инопланетные бактерии действительно существуют, то, вероятно, и собратья по разуму где-то рядом. Ведь жизнь на нашей планете тоже развивалась, начиная с простейших организмов.