Не сознание определяет условия общества, а общество и его условия определяют сознание.
Чокгьюр Лингпа, близкий ученик Джамъянга Кхъенце Уангпо и Конгтрула Лодре Тхайе, лаконично заметил: «Когда отказываешься от наблюдателя в своем собственном осознании, остается абсолютная пустота, свободная от цвета и формы». Когда мы начинаем исследовать и смотреть — что же из себя представляет наш ум и что такое наблюдатель в нем, становится ясно, что невозможно указать какую-либо конкретную вещь, которая имела бы цвет и форму; «Это» нельзя идентифицировать или как-либо определить. Мы не можем сказать, что наш ум существует; мы не можем сказать, что он не существует. Мы не можем сказать, что он — сочетание существующего и несуществующего, или — что он и не то, и не другое. О нем вообще невозможно что-либо сказать с окончательностью. Чокгьюр Лингпа продолжает: «Когда нет фиксации на мысли «Это пусто!» — это и есть момент видения природы ума». Оставаться с мыслью, что мы испытываем пустотную сущность ума — это все еще тонкая дуалистическая фиксация. Когда эта фиксация отброшена, когда мы позволяем идее «Это — пусто» исчезнуть, возникает момент видения природы ума. Это, опять-таки, и есть взгляд Трекчо, «Проруба».Кроме древней и универсальнοй теологии, западные философы и ученые Новогο времени видели в κаббале также и универсальную науку, обладающую универсальным языкοм:
Мир существует одновременно в двух формах: физическая реальность, которую можно потрогать руками, и метафизическое пространство вариантов, лежащее за пределами восприятия, но не менее объективное. Хотя доступ к этому полю информации в принципе возможен. Именно оттуда берутся интуитивные знания и ясновидение. Разум не способен создать ничего принципиально нового. Он лишь может собрать новую версию дома из старых кубиков. Мозг хранит не саму информацию, а некое подобие адресов к информации в пространстве вариантов. Все научные открытия и шедевры искусства разум получает из пространства вариантов через посредство души.
Другой метод, по мнению журналиста Сергея Лескова, похож на старинную бутылочную почту. К космическим аппаратам, как уже говорилось, прикрепляли пластины с информацией о нашей цивилизации. На «Вояджерах», к примеру, имелся контейнер с золотым граммофонным диском, имеющим ресурс в миллиард лет. Если инопланетяне когда-нибудь его выловят, то услышат неплохой концерт – на диске есть записи Баха, Бетховена, Стравинского, Луи Армстронга, народные мелодии народов мира. В фонотеке записаны также голоса людей, крики зверей, вой ветра, скрип тормозов. А также фотографии с пейзажами, изображения различных видов деятельности.